О популярности китайских ножей
Если вы следите за новинками ножевой индустрии, то наверняка заметили, что популярность китайских ножей растет. Нет, не так. Популярность китайских ножей растет стремительными темпами. Стремительными космическими темпами — вот как растет популярность китайских ножей среди неофитов, матерых и латентных ножеманов, и даже среди опытных коллекционеров, которых сложно провести на мякине (и которые отлично знают, что стоит за всеми маркетинговыми оборотами типа "супертвердая порошковая сталь" или "облегченный титановый сплав").
И если у вас до сих пор еще нет ни одного ножа китайского производства, то сейчас мы расскажем, почему нужно отложить все дела и срочно заказать свой первый китайский складной нож.
Немного истории. Первые китайские ножи появились на российском рынке в начале 90-х годов после окончательного и бесповоротного распада Советского Союза. В коммерческих палатках и переходах метро появились ранее не доступные бывшим советскими гражданами ножи-балисонги, ножи с автоматическим выбросом клинка и даже (о, Боже!) ножи из киношных боевиков типа "Рэмбо", "Коммандо" и "Роки 4".
Завучам, военрукам, офицерам запаса, сотрудникам милиции, сексотам в штатском и даже вашей бабушке такое изобилие не могло в страшном сне присниться. И, казалось бы вот они, такие доступные и такие красивые... Но оказалось, что все не так просто. Китайские ножи, созданные для экспорта в страны бывшего Советского Союза, были очень плохого качества. Отменно плохого качества.
В большинстве своем это были ножи из стали, которая не держала заточку от слова совсем, с замками, которые не выдерживали даже небольшого удара по обуху. Такие ножи годились только для нарезки колбаски и снятия мяса с шампуров. Для чего, впрочем, успешно использовались.
Ножевая продукция этой "первой волны" выработала у наших граждан железобетонную установку "китайские ножи - говно". После чего прибыль коммерческих палаток и ларьков в переходе по этому виду продукции резко пошла вниз. В начале нулевых годов руководители китайских ножевых мануфактур начали предпринимать робкие попытки изменить ситуацию к лучшему за счет производства качественных реплик ножей известных марок, а также за счет создания собственных брендов, изначально ориентированных на выпуск продукции для российского рынка.
Самые крутые китайские компании прошли этот путь целиком и теперь пользуются заслуженной популярностью во всем мире. Известным примером является компания Ganzo. Эта компания одной из первых (в конце 90-х) начала поставлять в России продукцию под собственным брендом. Приняв на себя всю тяжесть установки "китайские ножи - говно". И надо сказать, компании удалось совершить небольшую революцию на российском ножевом рынке.
Не очень качественная (на тот момент) ножевая продукция бренда Ganzo стала устойчивым эквивалентом всех китайских ножей, которые можно было купить у нас в стране. Учитывая, что практически все остальные китайские ножи продавались "ноунейм", то привычная все установка получила более четкую и адресную формулировку "ножи Ganzo - говно".
Если интересоваться ножами вы начали в начале нулевых, то наверняка помните эту негативную коннотацию, которая сопровождала бренд Ganzo на протяжении почти десяти лет.
Сейчас, в далеком 2019-м году нельзя констатировать, что все китайские ножи имеют отличное качество, но одно можно сказать совершенно точно - китайской ножевой индустрии в целом, удалось совершить мощный технологический и маркетинговый прорыв. В течение последних 3-5 лет на российский рынок начинают поступать китайские складные ножи высочайшего качества, собранные из инновационных материалов и имеющие передовой дизайн.
И даже самые суровые скептики в ножевом сообществе вынуждены признавать - с каждым сезоном китайские ножи становятся все интереснее и интереснее. (Спойлер: Нам не известно, приложил ли к этому руку президент Китайской Народной Республики и какое количество государственных китайских чиновников были подвергнуты экзекуциям.)
Сильный конкурент в лице китайских брендов
Давайте попробуем разобраться и разложить по полочкам причины, благодаря которым популярность китайских ножей начинает представлять серьезную конкуренцию западным ножевым брендам.
-
Общая няшность. Сами мы суровые товарищи и не знаем, как правильно назвать эту магию, которая возникает, когда берешь в руки приятную и хорошо сделанную вещь. И потом ее не хочется выпускать из рук. Хочется держать ножик в руках, радоваться тому, как быстро выстреливает клинок и любоваться полной симметрией и филигранным качеством обработки деталей. В общем, вы поняли, они брутально-няшные. То есть, настоящие мужские игрушки, которые не стыдно показать друзьям.
-
Цельные и работоспособные модели, плюс пафосная внешность. В развитие того, что сказано выше хочется добавить, что со временем китайцы настолько обкатали несвойственные им технологии, что ножи с одной стороны имеют стильную внешность (вполне сопоставимую, например, с ножами Zero Tolerance), а с другой стороны представляют собой максимально работоспособные модели. Последний момент позволяет сформировать правильное отношение к китайскому фолдеру из премиальных материалов — отношение именно как к рабочему ножу. Покупаешь нож и используешь его для работы. Для приготовления пищи в походе по Северным Саянам. Например, Себензу будет жалко утопить в байдарочном походе по Карелии. Китайский фолдер с рукояткой из титана тоже жалко, но не так критично по финансам.
-
Высокие технологии и использование инновационных материалов. Изначально китайские ножевые мануфактуры, выполняли заказы и производили OEM-продукцию для западных брендов. Этот процесс начался в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого столетия. На не сильно оборудованных китайских заводиках начинают появляться западные менеджеры, инженеры и передовое оборудование. В какой-то момент (что вполне закономерно) китайские менеджеры стали перетягивать руководство на себя, копировать дизайн и технологии. Именно в этот период на рынке начинают появляться копии «крыс», «баков» и «ка-баров». В настоящее время можно смело констатировать, что именно в Китае сосредоточены самые передовые ножевые технологии. Возможно, часть из них находится под защитой западного патентного права, но вода, как известно, камень точит. Вполне возможно, в скором будущем нас ждет появление новых и интересных ножей made in China.
-
Передовой дизайн, приглашение известных найфмекеров. Изначально китайские ножи были двух типов: плохие копии и очень плохие копии. Это касалось не только материалов изготовления, но и дизайнерско-конструкторских решений. Сложно на коленке сделать Buck 110, если ты раньше никогда этим не занимался. Но если старательно выполнять одни и те же операции в течение длительного времени, то постепенно начнет получаться. С китайскими ножами примерно такая же картина. После того, как китайские производители научились уверенно делать копии, они начали разрабатывать дизайн самостоятельно. Ну, а чтоб быть уверенным в результате, они начали приглашать известных (и не очень) ножевых дизайнеров со всего света.
-
Аутентичное понимание дизайна, которое дает неожиданные результаты. Это интересный и сложно уловимый момент. Если долго и старательно копировать чье-то изделие, то в конечном итоге у тебя все равно начнет выходить что-то свое - похожее на оригинал, но как-то по-своему. А если пригласить известного ножевого дизайнера, например, из Гонконга или Малайзии, то клинки и рукояти заиграют в новом свете. Например, рукоятка будет похожа на стебель бамбука или на переплетение лиан. И выполнено все это будет из титана с градиентной окраской. Ну, круто же?! Никакой Крис Рив ничего подобного никогда не спроектирует. Но мы-то знаем, что выглядит круто! Потому что, где-то глубоко внутри мы тоже азиаты « с раскосыми и жадными глазами».
-
Рабочая геометрия. Об этом уже немного сказано выше, но стоит отметить отдельно. То, что западные ножевые дизайнеры вымучивали и тестировали в течение нескольких десятилетий (все эти вейвы, флипперы, клинки сложной геометрии, переменная ширина лезвия и вот это вот все) китайские фабрики просто взяли и скопировали.
-
Самые крутые и технологичные стали и материалы премиум-сегмента. Возможно, это прозвучит неграмотно с инженерной точки зрения, но это действительно так. Если вы хотите купить нож с самым топовым и крутым «порошком», то ищите среди китайских производителей — получите мощную экономию по финансам.
-
Гарантийные обязательства. На большинство ножей купленных напрямую из Китая, производители и продавцы обещают быструю и легкую замену.
-
Низкая или разумная цена. Для многих покупателей этот вопрос является определяющим, особенно при выборе ножей из высокотвердых сталей, когда не очень понятно из чего складывается цена продукции — из супер способностей стали или высокой собственной значимости западного ножевого бренда. Китайские производители пока держат вполне разумные цены на продукцию из этого сегмента. Так что поспешите, законы рынка везде одни и те же. Как только бренд начинает чувствовать свою значимость, цена на его продукцию увеличивается.
-
Актуальная трендовая продукция. По совокупности указанных выше факторов, в настоящее время китайские производители из аутсайдеров вышли на уровень еще не законодателей мод, но уже подающих надежды молодых дизайнеров. Проходят регулярные выставки в Китае и сами производители начинают робко принимать участие в западных knife show. Так что выбор остается за вами — следить за трендами или ждать на обочине.